ОБЖ и физкультура
Интернет-страницу ведёт Михаил Онуфриевич Петрунек учитель физкультуры и ОБЖ, заместитель директора по безопасности |
Особенности преподавания ОБЖ и физкультуры в Лингвистической школе лицее
Сейчас модно говорить о правильном питании, о здоровом образе жизни, но часто дальше обещаний и громких высказываний дело не доходит. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться, начиная со школьной скамьи и даже раньше.
Содержание программ по физкультуре в российских школах и в ВУЗах находится в неизменном виде еще с советских времен, этим программам уже 30 – 40 лет. Информация, содержащаяся в них, на 90% не эффективна и не отвечает требованиям современной жизни, особенно жизни в мегаполисе. Уроки физкультуры в том виде, в котором они проходят сейчас, устарели, как и само понятие о физкультуре и здоровом образе жизни.
28 мая 2010 года, президент «Федерации фитнес-аэробики России» Ольга Слуцкер обсудила с Президентом РФ ситуацию, касающуюся уроков физкультуры в Российских школах. Ольга поддержала предложение Д.А. Медведева о введении третьего урока физкультуры в школах, но при этом, заметив, что этот третий урок наполнен тем же содержимым, что и два других. Ольга предложила поменять саму концепцию урока физкультуры. Она задала вопрос Дмитрию Анатольевичу о том, может ли государство, в лице Министерства образования и по инициативе Президента РФ, стать заказчиком современных отечественных инновационных программ по обучению здоровому образу жизни, которые должны будут заменить эти набившие оскомину, безнадёжно устаревшие школьные физкультурные программы. Мы считаем, что нет смысла ждать, пока создадут и утвердят новые программы в министерствах, – это займет слишком много времени, да и на одних методиках задуманного не осуществить. Нужны современные технологии, наложенные еще и на хорошую школьную спортивную базу, а иначе все будет, так, как рассказывал Президент Татарстана – на уроке физкультуры все садятся и смотрят видео о том, как нужно заниматься физкультурой.
В нашей школе на уроках физкультуры особое внимание уделяется аэробной нагрузке. В холодное время года и в дождливую погоду занятия проходят в зале. Там в большом объеме даются элементы «стэп-аэробики», комплекс силовых упражнений с элементами аэробной нагрузки, комплекс упражнений на фитболе, упражнения на растяжку, упражнения на статику, а также функциональный тренинг. Занятия на улице проходят в тёплые дни и включают в себя те же элементы, а также подвижные спортивные игры. Все уроки проходят с позитивным настроем, с современным музыкальным сопровождением. Второй и третий час школьники по желанию могут посещать бассейн или фитнес-клуб. Мы заключили договор с бассейном «Коралл» и фитнес-клубом, которые находятся в шаговой доступности от здания Лингвистической школы, куда дети с удовольствием ходят в сопровождении педагога. Занятия по фитнесу также сопровождаются нашим специалистом – это контроль тренинга, консультации по спортивной диетологии, составление индивидуальных программ, показ и контроль техники выполнения упражнений.
С уроками по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) такая же ситуация. Даже в наше время учебники по этому предмету дают скудную, неинтересную, а порой и ненужную информацию. В преподавании ОБЖ в нашей школе мы не следуем строго утверждённой учебной программе. Интересные и полезные дополнительные материалы, нестандартное решение учебных вопросов, позволяют расширить границы преподавания. Акцент делается на ситуациях, в которые мы можем попасть сами, особенно в таком мегаполисе, как Москва: аварии на транспорте, мошенничество, разновидности краж, ситуации, ведущие к административной и уголовной ответственности, выживание в опасных для жизни условиях, природные и техногенные аварии и катастрофы, а также оказание первой медицинской помощи и многие другие вопросы.
Для старших классов на уроках уделяется внимание и военной тематике с практической демонстрацией оружия, средств индивидуальной защиты и видеоматериалов о достижениях Российской оборонной промышленности.
Детально рассматриваются темы о вреде наркотиков, алкоголизма и, в особенности, что часто бывает в школах, табакокурения. При обсуждении этих тем очень важен индивидуальный подход к каждому учащемуся. Дать формальное понятие о негативных воздействиях вредных привычек – слишком скудно, здесь важно выявить причины и грамотно сопоставить их с последствиями. Обсуждаются не только сами школьники, но и поведение взрослых. Особое внимание уделяется правильному и здоровому питанию. В меню школьной столовой отсутствуют полуфабрикаты, газированные напитки, чипсы, жевательная резинка, а также продукты, срок хранения которых увеличен за счет химических добавок. Учащимся предлагается вкусная и здоровая пища домашней кухни. Мы работаем в контакте с заведующей нашей школьной столовой, обсуждая ассортимент буфета и обеденное меню. На уроках ОБЖ изучаются и рассматриваются аспекты диетологии и физиологии. Проводится отдельный курс лекций о вреде питания в ресторанах и точках быстрого обслуживания, которыми так переполнен наш город, просматриваются видеоматериалы, используются Интернет-ресурсы.
Наши выпускники поступают в лучшие вузы России и мира | Многообразие профилей обучения. Высокий уровень ЕГЭ | Все выпускники говорят на английском языке | Международные и кембриджские программы | Высококвалифициро-ванная и дружная команда специалистов |
Домашнее задание выполняется в школе | Спорт в школе: спортивный туризм, футбол и дзюдо | Школьники не носят учебники в школу (второй комплект учебников находится в школе) | Родительский контроль. Отчет и анализ успеваемости | Дружеская и комфортная атмосфера (нет дедовщины и психологического давления) |
Креативные интерьеры и комфортные аудитории | В школьном кафе собственное меню из фермерских продуктов | Медицинский контроль и сопровождение с детского сада до выпускного | Собственный экосад | Мы выявляем способности, учим ребят, а не подлав-ливаем на незнании |