Вход в E-School

Русский язык

Интернет-страницу ведет
Лариса Валериевна Пухова
учитель русского языка, литературы и риторики (высшая категория)

Русский язык

Как научить писать грамотно.

Всем хорошо знакомо выражение известного писателя К.Г. Паустовского: "С русским языком можно творить чудеса". Но на практике убеждаешься, что владение красивым, звучным русским словом дано не каждому, поскольку требует правильных подходов в изучении этой сложной, но интересной науки.

Задачи преподавания русского языка.

Учебный предмет "Русский язык" в Лингвистической школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном зыке, развитии языкового и эстетического идеала.

Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктационных умений и навыков, овладения формами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Результатом обучения русскому языку является свободное пользование им во всех общественных сферах его применения.

Содержание школьного курса русского языка.

В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Изучение предмета ведется по программе, составленной М.Т. Барановым, Т.А. Ладыженской, академиком РАО Н.М. Шанским и утвержденной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

Основные направления работы по русскому языку.

Одно из основных направлений преподавания русского языка - организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся. Важнейшим направлением в изучении русского языка является формирование навыков грамотного письма.

Развитие речи учащихся предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности и осуществляется через овладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся - предупреждение и устранение различных языковых ошибок.

Использование средств обучения.

Широко применяется имеющийся фонд учебно-наглядных пособий, экранных и звуковых средств обучения, который включает несколько серий наглядных таблиц, демонстрационные карточки, раздаточный изобразительный материал, учебные кинофильмы. Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой.

Для повышения интереса к русскому языку у ребят и совершенствованию учебного процесса наряду с уроком используются такие формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации.

Постановка (коррекция) грамотности - сложная практическая задача. Можно долго блуждать по коридорам колоссального лабиринта под названием Русская Орфография, Грамматика и Синтаксис, не имея путеводной нити, которая выведет вас из тьмы на свет. Но если эта нить в руках, то держите ее покрепче и не упустите свой шанс.

ЕГЭ по русскому языку

Единый государственный экзамен, результаты которого принимают в качестве вступительного испытания многие вузы России, - это важный стимул для изучения любого предмета, в том числе и русского языка.

Нужно ли специально готовить учащихся к Единому государственному экзамену по русскому языку? Разумеется, нужно! Необходимо целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5-9 классах. Для этого в Лингвистической школе по учебному плану выделили 1 час для подготовки 11-классников к ЕГЭ. На этих уроках многие теоретические знания углубляются и дополняются. Наконец, ученики просто психологически должны быть готовы к тестовой форме экзамена, уметь быстро и без ошибок заполнять бланки, знать требования к сочинению и т.д. Таким образом, цель дополнительных занятий – углубить знания учащихся о системе языка, совершенствовать их учебно-языковые и коммуникативные умения. Учащиеся Лингвистической школы не первый год проходят тестовые испытания по русскому языку в форме ЕГЭ, и можно гордиться, что год от года результаты становятся выше.


Литература

Сегодня, когда среди основных задач перестройки школы поставлена задача гуманизации образования, неизмеримо возрастает роль литературы в формировании личности, ее ценностных убеждений. "Литература дает вам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни, она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание, - понимание жизни, всех ее сложностей, служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей, - одним словом, делает вас мудрым", - писал Д.С. Лихачев.

Цели изучение предмета. "Литература" - становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей.

Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при умело направленном знакомстве с литературой, постоянном внимании к раздумьям учеников над поставленными автором проблемами.

Задачи курса.

Помочь ученику вписаться в мир не только житейский, бытовой, но и художественный, помочь определить свое отношение к жизни, смерти, природе, искусству и т.д. Основной принцип педагогической практики - проблемное обучение, диалог учителя с учеником, личностное осмысление истины. Оно потом выплеснется в сочинении ученика, в его собственном слове и, наконец, в поступке.

Главное, чтобы изучение литературы не распадалось на ряд имен и отдельных произведений, а становилось целостным достоянием ученика. Сложная, но достижимая цель, научить ученика быть умным, тонким, проникновенным читателем. На уроках литературы предлагаются самые разнообразные приемы школьного анализа художественного произведения: исторический, литературный и ассоциативный комментарий, устное рисование, интерпретацию образа в рисунке, составления киносценария, создание структурной схемы композиции и т.д. Все это становится материалом, ключом, открывающим художественный смысл текста, в вместе с ним и слова. Частью курса является обучение написанию письменных работ по литературе: отзыв, рецензия, проблемный или портретный очерк, эссе, ну и конечно, же сочинение на литературные и "свободные" темы.

ЕГЭ по литературе

Уже несколько лет в российских регионах проводится ЕГЭ по литературе. Поэтому одна из основных задач, решаемых на уроках литературы, помочь 11-классникам подготовиться к выпускным и вступительным экзаменам, сформировать у них навыки эффективной работы по предмету, умение работать с экзаменационными формами и тестами ЕГЭ. Экзаменационная работа 2009 года по литературе базируется на системе поэтапной проверки выпускников средней школы на знание содержания художественных текстов, умение анализировать художественные произведения в их жанрово-родовой специфике с опорой на материал историко-литературного и теоретико-литературного характера, а также умение создавать собственный текст на основе анализа и интерпретации литературных произведений.